![](images/uchenyi1.jpg)
![](images/uchenyi2.jpg)
Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты познавательной деятельности:
* учёных
* разделение и кооперацию научного труда
* научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование
* методы научно-исследовательской работы
* понятийный и категориальный аппарат
* систему научной информации
* а также всю сумму накопленных ранее знаний.
Под Научным сообществом понимаются все исследователи и учёные человеческого общества. В прессе и публичных выступлениях часто используется собирательный термин «научное сообщество», подразумевающий отдельных учёных и научные организации, активно участвующие в обсуждении и разработке той или иной научной тематики. При этом чаще всего под научным сообществом подразумеваются представители господствующей научной парадигмы. В наиболее общем смысле, это сообщество весьма многогранно и отличается сильно диверсифицированным составом: в него входят теоретики, экспериментаторы, техники, инженеры, лаборанты. Они могут придерживаться разного мировоззрения, но процентное распределение между разными точками зрения может существенно отличаться от среднего в обществе.
Термин «наука» science и «учёный» — scientist впервые были введены Вевелом в его работе «Философия индуктивных наук» в 1840 году: «…нам крайне нужно подобрать название для описания занимающегося наукой вообще. Я склонен называть его Учёным». С развитием письменности, в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний. Наука в современном понимании начала складываться с XVI—XVII веков. В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.
Совокупность занимающихся наукой людей составляет научное сообщество. Научное сообщество представляет собой сложную самоорганизующуюся систему, в которой действуют и государственные институты, и общественные организации, и неформальные группы. Отличительной чертой этого сообщества является повышенная степень признания авторитета, достигнутого научными успехами, и сниженный уровень признания авторитета властного, что порой приводит к конфликту государства и научного сообщества. Также следует отметить более высокую, чем в других социальных сферах, эффективность неформальных групп и особенно отдельных личностей. Важнейшими функциями научного сообщества являются признание или отрицание новых идей и теорий, обеспечивающее развитие научного знания, а также поддержка системы образования и подготовки новых научных кадров.